Логотип журнала
Интерьер ресторана

Рестораны и развлечения
Алматы


Юридическая консультация: Вы решили открыть ресторан...
 


 Главная   Начало раздела

Зауре Абденова
Логотип

ТОО «КазЮрКонсалтинг»
Профессиональные юридические услуги
по следующим направлениям:


ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
и
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:

■ Лицензирование
■ Привлечение иностранной рабочей силы
■ Корпоративное обслуживание
■ Представительство в суде
■ Разработка договорной, кадровой и иной документации
■ Регистрация/перерегистрация

ДЛЯ ГРАЖДАН:

■ Семейно-брачные отношения
■ Наследственное право

Предварительное консультирование –
бесплатно

Адрес ТОО «КазЮрКонсалтинг»: ул. Сатпаева, 18д-17 уг. ул. Наурызбай батыра, тел./факс: 8 (727) 292 55 35; e-mail: kjc7@mail.ru

Предпринимателю, решившему начать ресторанный бизнес, помимо всех хлопот, связанных непосредственно с организацией данного бизнеса, необходимо позаботиться и о правильном юридическом оформлении своей деятельности. Осветит основные моменты, касающиеся юридических аспектов ресторанного бизнеса, директор Юридической компании ТОО «КазЮрКонсалтинг» Зауре Абденова:


В первую очередь надо определиться с тем, какую организационно-правовую форму выбрать для занятия предпринимательской деятельностью. Бизнес можно осуществлять либо в статусе физического лица, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), либо как юридическое лицо, создав компанию.
Первый вариант наиболее простой, поскольку процедура регистрации в качестве ИП не предполагает каких-то особенных временных, материальных и прочих затрат, ее может самостоятельно осуществить любой предприниматель. В то же время для того, чтобы зарегистрировать юридическое лицо, предприниматели обращаются к помощи юристов, так как без надлежащего оформления документов этот процесс может затянуться на неопределенный срок.
Для физических лиц установлены более простые по содержанию и срокам формы налоговой отчетности в отличие от юридических лиц. Что касается трудовых отношений с наемными работниками, то индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, несут те же права и обязанности, что и юридические лица, то есть, так же заключают трудовые договора, производят все необходимые отчисления за своих работников и т.п.
Самой распространенной формой юридического лица среди субъектов малого и среднего бизнеса является ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью. Участники (учредители) ТОО несут ответственность по его обязательствам лишь в размере внесенных ими вкладов. Между тем физическое лицо, осуществляющее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Кроме определения юридического статуса для своего бизнеса важнейшей задачей является нахождение помещения, в котором будет осуществляться деятельность. Ситуации, когда у предпринимателя уже имеется собственное помещение и когда ему только предстоит его приобрести либо взять в аренду, конечно же, сильно отличаются. В первом случае, у него уже есть стабильный объект, из которого остается извлечь максимум выгоды. Во втором случае в связи с некоторыми факторами ситуация не так проста.
Зачастую предприниматели при поиске помещения обращают внимание на определенные признаки рентабельности (проходимость, район и т.п.), но упускают из виду другие, не менее важные вещи. В первую очередь, это относится к надлежащему юридическому оформлению прав на помещение.
Как правило, если речь идет о приобретении недвижимости в собственность, то люди проявляют больше щепетильности в этом вопросе, не жалеют денег на консультации у специалистов, занимающихся оформлением недвижимости. К сожалению, в большинстве случаев дела обстоят иначе, когда разговор заходит об аренде. Здесь предприниматели чаще всего не проявляют должной заинтересованности в том, чтобы грамотно оформить договор аренды и тем самым обезопасить свой бизнес.
Во-первых, договор аренды должен заключаться либо с самим собственником, либо с уполномоченным им лицом. Если же помещение сдается арендатором в субаренду, то право на это должно быть оговорено в основном договоре аренды, либо у него должно быть на это отдельное письменное разрешение арендодателя (собственника помещения).
Во-вторых, прежде чем заключать договор субаренды, нужно обязательно ознакомиться с договором аренды. Это имеет значение, поскольку его прекращение по тем или иным основаниям влечет в свою очередь прекращение договора субаренды. Чтобы избежать в последующем неприятностей, в том числе таких, когда хозяин помещения неожиданно изъявляет желание расторгнуть договор аренды, необходимо позаботиться о его надлежащем юридическом оформлении. Это означает, что договор непременно должен содержать условия, которые позволят максимально защитить интересы арендатора.
В-третьих, если предприниматель находится на этапе поиска объекта, ему нужно учитывать еще один немаловажный нюанс. Согласно действующему законодательству запрещается реализация алкогольной продукции в детских учреждениях, организациях образования и на прилегающих к ним территориях в радиусе ста метров. Это означает, что если вблизи облюбованного объекта расположена школа, иная организация образования, это очень осложнит либо сделает практически невозможным получение лицензии на реализацию алкогольной продукции. Понятно, что ни одно заведение – ресторан, кафе или бар – не сможет работать без лицензии. Если же у предпринимателя есть выбор и он достаточно хорошо юридически информирован, он вполне может сэкономить свои деньги, нервы и время.
Успешная деятельность в сфере ресторанного бизнеса предполагает также правильное внутреннее обустройство, соответствующее установленным санитарно-эпидемиологическим правилам (СанПин). Это касается и мест для посетителей, и, конечно же, кухни заведения. В этой связи предпринимателю имеет смысл заранее обратиться в санитарно-эпидемиологическую службу (СЭС), а также в противопожарную службу и получить рекомендации по приведению своего заведения в соответствие с СанПин и нормами противопожарной безопасности.
Во-первых, это нужно для того, чтобы обеспечить качество и безопасность услуг, во-вторых, для того, чтобы не вызывать нареканий со стороны уполномоченных государственных органов. Более того, санитарно-эпидемиологическим законодательством предусмотрена обязанность предпринимателей согласовывать свою деятельность с органами СЭС. Одобрение государственных органов выражается в получении от них соответствующих положительных заключений. Соблюдение необходимых требований законодательства в дальнейшем будет лишь на пользу предпринимателю во время регулярных проверок, проводимых органами СЭС и противопожарной безопасности.
После того, как деятельность объекта будет согласована с соответствующими государственными органами, можно приступать к процедуре получения лицензии на реализацию алкогольной продукции.
Для этого предпринимателю нужно по месту регистрации обратиться в уполномоченный орган (в Алматы – Управление экономики и бюджетного планирования) и взять памятку с перечнем документов, которые нужно подготовить для получения лицензии. Здесь нужно отметить, что собрать этот пакет документов не так уж и сложно, а лицензии выдаются не по месту нахождения объекта, а уполномоченным органом по месту регистрации юридического или физического лица. В большинстве случаев проблемы у предпринимателей возникают тогда, когда они получают отрицательные заключения соответствующих органов, в том числе, вышеназванных. Предпринимателям ничего не остается, как устранять нарушения и вновь подавать заявления, при этом тратится драгоценное время.
Это происходит потому, что изначально предприниматели не интересуются требованиями, которые уставлены к их объектам и не стараются их соблюдать. Если же предприниматель действует в соответствии с законодательством, все документы у него в порядке, процесс получения лицензии станет для него во много раз менее хлопотным.
Успех любого заведения в первую очередь зависит от его персонала. Администраторы, официанты, повара, кухрабочие – каждый из них играет свою роль, имеет свои права и обязанности и несет ответственность. В связи с этим необходимо заключать трудовые договора со всеми работниками, в которых, помимо прочего, должен быть тщательно расписан объем ответственности. В случае отсутствия трудовых договоров, либо их неправильного оформления, работодателю (равно как и работнику) будет сложно что-либо доказать или требовать. Это относится как к возмещению материального ущерба, причиненного работником работодателю, так и к ответственности, связанной с причинением ущерба (морального и материального) посетителям заведения.
Если предприниматель всерьез заботится о качестве своих услуг, он позаботится и о том, чтобы у работников были медицинские книжки, чтобы заключались трудовые договора, чтобы каждый знал, за что и как он ответственен и старался хорошо выполнять свою работу.

Если у вас возникли какие-то затруднения, пишите нам в редакцию постоянной ведущей рубрики Юридическая консультация «РР» Зауре Абденовой по электронному адресу e-mail: sparkle@nursat.kz

"Рестораны и развлечения", №1 (40) 2009 г.


При использовании материала указание на источник и активная гиперссылка на эту страницу обязательны.




Сайт создан в системе uCoz